|
Весь раздел одним файлом - 70 мегабайт
Во время 2-й Мировой войны немецкая армия первой в мире приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd Kfz 251, обычно называемый "Ханомаг".
История создания и описание конструкции
Дальним предком Sd Kfz 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.
Sd Kfz 251 Ausf. А Первую серийную модификацию бронетранспортера Sd Kfz 251 — Ausf. А — выпускали только до середины 1939 года. Масса машины составляла 7810 кг. В передней части бронетранспортера находилось силовое отделение, боевое отделение, совмещенное с постом управления, располагалось сзади.
Бронирование состояло из гетерогенных бронеплит толщиной 8-14.5 мм, соединенных клепкой. Доступ в силовое отделение открывал двухстворчатый люк, находившийся на верхней бронеплите. Основной воздухозаборник также находился на верхней бронеплите силового отделения, а по бокам располагались еще два дополнительных. Левый воздухозаборник имел подвижную крышку, которую механик-водитель мог открывать и закрывать при помощи рычага, расположенного слева от сиденья.
Боевое отделение сверху было открытым. Попасть внутрь можно было через двухстворчатую дверь, расположенную в кормовой части корпуса. Механик-водитель и командир машины, занимающие места соответственно слева и справа, имели в распоряжении две смотровые щели в лобовой броне и две щели по бокам. Смотровые щели защищались бронестеклом. Еще две пары смотровых щелей, предназначенных для солдат десанта, имелись в стенах боевого отделения. Скамьи десанта располагались вдоль стен боевого отделения, на которых были размещены крепления для пулеметов и личного оружия членов экипажа. Над боевым отделением можно было натягивать тент.
На бронетранспортеры устанавливали шестицилинровые карбюраторные двигатели Майбах РД 62Р жидкостного охлаждения мощностью 73.6 кВт (100 л.с.) при 2800 об/мин и рабочим объемом 4171 см3. Крутящий момент передавался от двигателя на ведущие колеса гусеничного механизма, передние колеса не имели привода, а у машин Ausf. A на них даже не было тормозов. Гусеничный отдел ходовой части состоял из 12 опорных катков большого диаметра, подвешенных на торсионах. Вооружены бронетранспортеры были двумя пулеметами Рейнметалл-Борзиг MG 34 калибра 7.92 мм, установленными спереди и сзади боевого отделения. Максимальная скорость Sd Kfz 251 Ausf. A составляла 50 км/час, а запас хода достигал 300 км.
На базе бронетранспортера Sd Kfz 251 Ausf. A чаще всего выпускали следующие варианты: Sd Kfz 251/1 (бронетранспортер пехоты), Sd Kfz 251/4 (артиллерийский тягач) и Sd Kfz 251/6 (штабная машина командования). В меньших количествах выпускали машины связи Sd Kfz 251/3 и машины поддержки, вооруженные пушкой калибра 37 мм — Sd Kfz 251/10.
Серийно бронетранспортеры Sd Kfz 251 Ausf. A выпускали фирмы Боргвард (Берлин- Борзигвальде) — заводские номера 320831-322039, Ханомаг (796001-796030) и Ганза-Ллойд-Голиаф (по 320285). Sd Kfz 251 Ausf. B Выпуск следующей модификации бронетранспортера Sd Kfz 251 — Ausf. B — начался во второй половине 1939 года. В конструкцию машины было внесено несколько изменений. Прежде всего были убраны смотровые щели для солдат десанта, перенесена радиоантенна с перереднего крыла на борт боевого отделения. Sd Kfz 251 Ausf. A поздних выпусков получили бронещиток переднего пулемета MG 34. В ходе серийного выпуска начали применять бронированные кожуха воздухозаборников. Выпуск бронетранспортеров Sd Kfz 251 Ausf. B продолжался до конца 1940 года. Sd Kfz 251 Ausf. C
В конструкцию бронетранспортеров Ausf. C, по сравнению с машинами двух предыдущих модификаций, было внесено довольно много изменений. Большинство из них было вызвано желанием упростить технологию изготовления машины, другие изменения были сделаны на основании боевого опыта.
Sd Kfz 251 Ausf. D Последней модификацией бронетранспортера Sd Kfz 251 стала машина Sd Kfz 251 Ausf. D. Главными отличительными чертами, этой модификации стала измененная форма кормы и бортов десантного отделения. Теперь контейнеры, установленные вдоль бортов, составляли с ними единое целое. С каждой стороны было по три контейнера.
Следующими нововведениями стали замена визиров на смотровых щелях и модификация системы выхлопа. Корпус теперь стал сварной, а не клепанный, как раньше. Кроме того было использовано много технологических упрощений, ускоряющих серийный выпуск. С 1943 года было изготовлено 10602 бронетранспортера Sd Kfz 251 Ausf. D. На базе серийного бронетранспортера выпускали все варианты от Sd Kdz 251/1 до Sd Kfz 251/23.
HKp 602/603 В 1940 году фирма Демаг и Ханомаг — главные поставщики бронетранспортеров Sd Kfz 250 и 251 — начали работы над универсальным бронетранспортером, который в будущем должен был заменить имеющиеся машины. Планировали полностью переделать ходовую часть и оснастить транспортер НКр 602/603 карбюраторным двигателем Майбах HL 45Z мощностью 88 кВт (120 л.с.). Был построен только опытный образец.
HKp 605/606
В 1941 и 1942 гг. фирмы Демаг и Ханомаг разработали и построили два опытных образца бронетранспортеров, обозначенных НКр 605 (1941) и НКр 606 (1942). Во время их создания много сил было потрачено на унификацию частей и упрощение технологии изготовления бронетранспортеров.
Sd Kfz 251/1
Sd Kfz 251/1 (Geraet 901) были базовым вариантом бронетранспортера. Его выпускали в трех видах: бронетранспортер пехоты (перевозил отделение стрелков), транспортер крупнокалиберного пулемета и передвижная пусковая установка неуправляемых реактивных снарядов.
Некоторые бронетранспортеры оснащались станковым пулеметом MG 34 (MG 42), размещенным на треноге посреди боевого отделения, при этом передний пулемет снимался.
Третьей разновидностью Sd Kfz 251/1 была передвижная пусковая установка неуправляемых реактивных снарядов (Mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Wuhrframen). Контейнеры с ракетами устанавливались по обоим бортам машины (по три с каждого борта). Угол возвышения (+5°...+40°) задавался при помощи специального механизма, а горизонтальная наводка осуществлялась путем разворота всего бронетранспортера.
Для более точной горизонтальной наводки на броне силового отделения были установлены два штыря длиной 400 мм. Фугасные ракеты калибра 280 мм находились в металлических, а зажигающие ракеты калибра 320 мм в деревянных транспортных контейнерах, которые одновременно служили и направляющими. Залп установки длился в течение 10 секунд. Фугасный реактивный снаряд Wgr 42 калибра 280 мм имел боевой заряд массой около 40 кг, а зажигательный снаряд калибра 320 мм содержал около 50 литров горючей смеси по составу близкой к напалму.
Дальность стрельбы фугасными снарядами (Sprenggranate) составляла 1900 метров, а зажигательными (Flammgranate) — 2200 метров. Чаще всего боезапас состоял из пяти фугасных ракет калибра 280 мм и одной зажигательной калибра 320 мм или по три снаряда каждого типа. Дополнительное вооружение — 1 или 2 пулемета MG 34 (MG 42) калибра 7.92 мм, боезапас 2010 патронов. Масса машины — 9140 кг. Экипаж — семь человек.
В конце войны немцы стали применять бронетранспортеры Sd Kfz 251/1 "Фальке", на которых устанавливался инфракрасный прожектор, служащий для "подсветки" целей танкам PzKpfw V "Пантера" Ausf. G, оборудованных пассивными приборами ночного видения. Экипаж машины 12 человек.
Sd Kfz 251/2 Следующая модель бронетранспортера — Mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatenwefer (sGrWr) 34 (Geraet 892) была вооружена минометом 8 cm schwere Granatenwefer (sGrWr) 34 калибра 80 мм, боезапас — 66 мин. Миномет и боезапас размещались внутри боевого отделения. Дополнительное вооружение — пулемет MG 34 (MG 42) калибра 7.92 мм, боезапас — 2010 патронов. Масса машины — 8640 кг, экипаж — восемь человек. Бронетранспортеры Sd Kfz 251/2 состояли на вооружении взводов поддержки (тяжелого вооружения) в ротах моторизованной пехоты (гренадеров).
Sd Kfz 251/3 Бронетранспортеры этой модели служили машинами связи — Mittlerer Funkpanzerwagen (Geraet 893). Масса — 8500 кг, экипаж — семь человек. Машина связи Sd Kfz 251/3 выпускалась в нескольких вариантах, различающихся по установленному на них радооборудованию. Самыми распространными вариантами были: Sd Kfz 251/3 II — поддерживал связь между танковыми частями (радиостанции FuG 8 и FuG 5), Sd Kfz 251/3 III — поддерживал связь с авиацией (передатчик FuG 7 — радиус действия 50 км — и приемник FuG 1), Sd Kfz 251/3 IV — машина командования (радиостанции FuG 11 и FuG 12) и Sd Kfz 251/3 V — машина командования (радиостанция FuG 12).
В меньших количествах выпускались бронетранспортеры, оборудованные радиостанциями FuG 8, FuG 5 и FuG 4; эти машины использовали в артиллерийских подразделениях. В единичных случаях на Sd Kfz 251/3 устанавливали радиостанции дальнего действия мощностью 100 и 80 Ватт. На всех машинах связи применяли прутовую антенну, размещенную на верхней части корпуса бронетранспортера. Некоторые радиостанции (например FuG 11) работали со складной антенной длиной до 8 метров, устанавливаемой на кормовой броне машины.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/3 состояли на вооружении частей связи всех уровней командования. Некоторые машины попали в люфтваффе, где их использовали в качестве передовых пунктов управления штурмовой и бомбардировочной авиации. Вооружение Sd Kfz 251/3 состояло из одного-двух пулеметов MG 34 или MG 42 калибра 7.92 мм. Sd Kfz 251/4 Mittlerer Schutzenpanzerwagen fuer Munition und Zubehor des le IG 18 или, попросту, артиллерийский тягач, буксирующий легкие пехотные пушки 7.5 cm le IG 18 калибра 75 мм, гаубицы le FH 18/1 калибра 105 мм, противотанковые пушки 3.7 cm Pak 35/36 калибра 37 мм, 5 cm Pak 38 калибра 50 мм и 7.5 cm Pak 40 калибра 75 мм. В дальнейшем бронетранспортеры Sd Kfz 251/4 уступили место специальным тягачам и штурмовым орудиям. Масса бронетранспортера Sd Kfz 251/4 — 8750 кг, экипаж — семь человек, вооружение — пулемет MG 34. Бронетранспортер также перевозил и боезапас к орудию — 120 выстрелов калибра 75 мм. Sd Kfz 251/5 Sd Kfz 251/5 — Mittlerer Schutzenpanzerwagen fuer Pionier (Geraet 905) был предназначен для перевозки саперного оборудования и саперов. Масса машины — 8870 кг, экипаж — девять человек. Вооружение — пулемет MG 34, боезапас — 4800 патронов. Определенное количество Sd Kfz 251/5 было дополнительно оборудовано радиостанциями FuG 8 и FuG 4. Этот вариант бронетранспортера выпускался до 1943 года. Большинство Sd Kfz 251/5 было переделано в Sd Kfz 251/7, поэтому даже по фотографиям трудно точно определить вариант бронетранспортера. Sd Kfz 251/6 Sd Kfz 251/6 — Mittlerer Kommando-panzerwagen — автомобиль командования, был предназначен для командиров высшего ранга (дивизия, корпус, армия). Масса — 8500 кг, экипаж — восемь человек. Вооружение — пулемет MG 34, боезапас — 1100 патронов. Радиооборудование — FuG 11 и FuG Tr мощностью 100 Вт. С 1943 года начат выпуск Sd Kfz 251/6, оборудованных FuG 19 и FuG 12. На бронетранспортеры этого типа также устанавливали шифровально-дешифровальную машину "Энигма". На Sd Kfz 251/6 применяли рамочные антенны, расположенные над корпусом машины. Большая часть Sd Kfz 251/6 была выпущена на базе модификации Sd Kfz 251 Ausf. A. Sd Kfz 251/7
Sd Kfz 251/7 — Mittlerer Pionierpanzerwagen (Geraet 907) — представлял собой улучшенную модель саперного бронетранспортера Sd Kfz 251/5. Масса — 8070 кг, экипаж — семь-восемь человек. Вооружение — пулемет MG 34 (MG 42), боезапас — 4800 патронов, или противотанковое ружье PzB 39, боезапас — 40 патронов.
Sd Kfz 251/8
Sd Kfz 251/8 — Mittlerer Krankenpanzerwagen Geraet 908 — бронеавтомобиль медицинской помощи. Масса 7470 кг, экипаж — три человека. Бронетранспортеры Sd Kfz 251/8 предназначались для эвакуации раненых с передовой в район, где уже можно было использовать колесные автомобили для дальнейшей транспортировки раненых в госпиталь.
Sd Kfz 251/9
Schutzenpanzerwagen fuer 7.5 cm KwK 37 L/24 — был вооружен короткоствольной пушкой калибра 75 мм, которую раньше устанавливали на танки Pzkpfw IV Ausf. A-F1. Бронетранспортеры Sd Kfz 251/9 состояли на вооружении подразделений гренадеров.
Кроме того на этих машинах устанавливали дополнительные щитки, защищавшие расчет с бортов. Щиток маски пушки монтировался на передней стене боевого отделения. Лафет пушки был установлен на тумбе, крепившейся к полу боевого отделения.
Опытный образец Sd Kfz 251/9 был построен на фирме Бюссинг-НАГ в марте 1942 года, а в июле 1942 года два опытных образца были направлены на Восточный фронт. Войсковые испытания прошли успешно и в том же месяце был получен заказ на 150 таких машин. Sd Kfz 251/9 солдаты называли "Штуммель" ("Окурок") за характерный для них короткий ствол пушки. Масса машины — 8530 кг, экипаж — пять человек. В экспериментальном порядке один Sd Kfz 251/9 был вооружен противотанковой пушкой 5 cm Pak 38 калибра 50 мм. Также на бронетранспортер пробовали установить танковую пушку 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Sd Kfz 251/10
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/10 — Mittlerer Schutzenpanzerwagen 3.7 cm Pak (Geraet 910) — были машинами командиров взводов в гренадерских батальонах и полках и вооружались противотанковой пушкой 3.7 cm Pak 35/36.
Sd Kfz 251/11 Sd. Kfz 251/11 (Geraet 911) — Mittlerer Fernsprechpanzerwagen — бронеавтомобиль телефонной связи. Масса бронетранспортера — 8500 кг, экипаж — пять человек, вооружение — два MG 34 или MG 42, боезапас 2100 патронов. Опытный образец был заказан 15 января 1942 года, серийный выпуск начат в августе 1942 года. Бронетранспортер служил для прокладки телефонных линий большой длины. Выпускали дра варианта Sd Kfz 251/11 с прицепами Feldkabeltraeger 10 (gp) и Feldkabektraeger 6 (gp). Sd Kfz 251/11 был оборудован мачтой для прокладки кабеля и катушкой с телефонным проводом. Катушка устанавливалась над правым передним крылом бронетранспортера. Также на Sd Kfz 251/11 устанавливали шифровально-дешифровальные машины "Энигма". Sd Kfz 251/12 Sd Kfz 251/12 — Mittlerer Messtrupp und Geraet panzerwagen — командирский и корректировочный артиллерийский бронетранспортер. Машины Sd Kfz 251/12 были оснащены радиостанцией FuG 8 с рамочной антенной. Масса машины — 8670 кг, экипаж — шесть человек. Sd Kfz 251/12 выпускались до середины 1943 года. Sd Kfz 251/13 Sd Kfz 251/13 — Mittlerer Schiaufnahm-panzerwagen (Geraet 913) — артиллерйская машина, оборудованная микрофонами, соединенными с регистрирующим звуковую информацию магнитофоном. Их выпускали в малом количестве до середины 1943 года. Sd Kfz 251/14 Sd Kfz 251/14 — Mittlerer Schiauswerte-panzerwagen (Geraet 914) — новый вариант Sd Kfz 251/13. Масса — 8500 кг, экипаж — восемь человек. Высота Sd Kfz 251/14 составляла 2500 мм. Бронетранспортер был оборудован звуковоспринимающей аппаратурой, позволяющей засекать расположение артиллерии противника. Sd Kfz 251/15 Mittlerer Lichtauswertepanzerwagen – самоходная прожекторная установка.
Sd Kfz 251/16
Sd Kfz 251/16 Mittlerer Flammpanzerwagen Geraet 916. Масса — 8620 кг, экипаж — пять человек. Эти бронетранспортеры были вооружены двумя огнеметами Flammenwerfer калибра 14 мм и двумя пулеметами MG 34 или MG 42 калибра 7.92 мм, боезапас — 2010 патронов. Огнеметы располагались по обоим бортам, в горизонтальной плоскости они имели сектор обстрела 90°, а возвышения до +40°.
Sd Kfz 251/17
Sd Kfz 251/17 Mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 (Geraet 917). Масса — 8800 кг, экипаж — четыре-шесть человек. Высота машины — 2250 мм. Вооружение — зенитная пушка 2 cm Flak 38 калибра 20 мм и два пулемета MG 34 или MG 42, боезапас — 600 патронов. Боезапас к пушке 2 cm Flak 38 — тоже 600 выстрелов.
В конце войны был начат выпуск машин, оборудованных лафетом, позволяющим вращать пушку на 360°. На машинах поздних выпусков пушка располагалась в центре боевого отделения в маленькой башенке. У бронетранспортеров Sd Kfz 251/17 борта были сделаны откидывающимися, что позволяло увеличить сектор обстрела.
Sd Kfz 251/18 Sd Kfz 251/18 Mittlerer Beobachtungspanzerwagen (Geraet 918) — представлял собой машину разведки и связи. Sd Kfz 251/18 был оборудован радиостанцией FuG 8 и большим столом для штабных карт, расположенным в верхней части боевого отделения. Экипаж — шесть человек. Sd Kfz 251/18 выпускался на базе Sd Kfz Ausf. А и Ausf. В. Sd Kfz 251/19 Sd Kfz 251/19 Mittlerer Fernsprechbetriebs- panzerwagen (Geraet 919) — передвижной пункт телефонной связи. Машина оснащалась приспособлениями для прокладки телефонного кабеля, коммутатором и системой монтажа воздушных линий. Бронетранспортеры этого типа применяли в зоне непосредственного контакта с противником, где прокладка телефонных линий связистами была сопряжена с большими трудностями. Машины Sd Kfz 251/19 строили на базе Sd Kfz 251 Ausf. A-D.
Sd Kfz 251/20 Mittlerer Schutzenpanzerwagen – Infrarotscheinwerfer Geraet-920 – самоходный инфракрасный прожектор, служащий для подсветки целей танкам Pz.Kpfw.V «Пантера» Ausf.G (Sd.Kfz.171), имевших пассивные прицелы ночного видения. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора. Инфракрасный прожектор, применявшийся на Sd.Kfz.251/20 был типа Beobachtungs – Geraet 1251. Бронетранспортер оснащался генератором мощностью в 6 kW.
Sd.Kfz. 2511/20 был оснащён 60-ти сантиметровым carbon-arc поисковым фонарём "АА", к которому был добавлен инфракрасный фильтр. Максимальная дальность действия, при использовании прицела с 10-ти кратным увеличением, достигала 1500 метров. Поисковый фонарь увеличивал дальность действия стандартного прибора ночного видения на 700 метров.
Диаметр прожектора – 600 мм, эффективная дальность – видимость с ПНВ на 1000 (1500 подсветка) метров. Он мог вращаться на 360 градусов и убираться внутрь боевого отделения. Один БТР Sd.Kfz.251/20 действовал вместе со взводом «Пантер», то есть с 5-ю танками. Экипаж 4 человека. Всего было выпущено около 60 машин в конце 1944 года, солдаты прозвали их «Уху» (Сова).
Sd Kfz 251/21 Sd Kfz 251/21 Mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG-151 Geraet-921 – зенитная самоходная установка. Строенный лафет – Flakdrilling Socklaffete с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser «MG-151/15» калибра 15-мм, или «MG-151/20» калибра 20-мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение 1Х7,92-мм пулемёт «MG-42», установленный на специальном креплении в кормовой части боевого отделения.
Пушки этого типа представляли собой стандартное вооружение самолётов люфтваффе. Установка монтировалась на небольшом закрытом основании – Flakdrilling Socklafette, располагавшемся внутри боевого отделения. Выбрасываемые стреляные гильзы собирались в контейнер в центре боевого отделения. Ящики с боезапасом располагались у основания и вращались вместе с пушкой. В контейнер для центральной пушки вмещал 400 снарядов, а для крайних – только по 250.
Это было вызвано трудностями при перезарядке центральной пушки. Использовали зажигательные, трассирующие и бронебойные боеприпасы. Наводчик занимал место за пушкой и наводил её на цель при помощи 2-х манипуляторов, расположенных по обе стороны от замков пушек. Для облегчения наводки применялись оптический и концентрический прицелы. Запасные ленты хранились в кормовой части боевого отделения. Экипаж 6 человек. Небольшая часть машин, выпущенных на базе Sd.Kfz.251 Ausf.C не имела щитка на пушке. Изготовлено 387 единиц.
Sd Kfz 251/22 Нехватка противотанковой артиллерии вынудила немецкое командование создать на базе Sd Kfz 251 еще одну версию бронетранспортера — 7.5 cm Pak 40 L/46 Mittlerer Schutzenpanzerwagen, вооруженного противотанковой пушкой Pak 40/1 калибра 75 мм. Пушка устанавливалась на таком же лафете, что и у колесной самоходки Sd Kfz 234/4 "Пума". Лафет располагался внутри боевого отделения сразу за местом механика-водителя. Для установки противооткатных механизмов пушки была вырезана часть крыши поста управления.
Боезапас — 22 выстрела, 17 выстрелов хранилось в контейнере справа от орудия, а 5 — в небольшом контейнере, расположенном под основанием пушки Pak 40. Угол горизонтальной наводки — 20° влево и 18° вправо, угол возвышения — -3°...+48°. Экипаж — четыре человека. Место командира расчета находилось в задней части боевого отделения справа, наводчик сидел на откидном деревянном стуле слева от орудия. Рядом с ним располагались двое заряжающих.
Sd Kfz 251/23
Sd Kfz 251/23 — Mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 28 (Geraet 923) замыкает серию бронетранспортеров Sd Kfz 251. Машина имела подобно танку закрытый сверху корпус и применялась для ведения разведки. Бронетранспортер был вооружен пушкой KwK 38 калибра 20 мм, смонтированной в стандартной башенке "Hanglafette 38". Эту же башенку применяли на бронеавтомобилях Sd Kfz 243/1, Sd Kfz 222 и на танках Aufklaerungpanzer 38 (t). Угол возвышения пушки от -10° до +85°. Боезапас — 100 выстрелов. К пулемету MG 34 боезапас составлял 2010 патронов. Бронетранспортеры Sd Kfz 251/23 выпускались на базе Ausf. D. Экипаж машины состоял из четырех человек. В качестве средства связи бронетранспортер Sd.Kfz.251/23 был оборудован радиостанцией FuG12.
OT 810
Уже после войны на базе бронетранспортера Sd Kfz 251 в Чехословакии был разработан и принят на вооружение бронетранспортер OT 810 (ОТ — obraneny transporter — бронетранспортер).
Борта машины были сделаны несколько выше, чем у Sd Kfz 251, была изменена и конструкция передник визиров механика-водителя и командира. В бортах боевого отделения имелись бойницы, которые позволяли солдатам вести огонь из личного стрелкового оружия не покидая машину.
Бронетранспортер был оборудован системой защиты от оружия массового поражения. Изменилась форма глушителя, расположенного в передней части корпуса, а саперные инструменты были перенесены с бортов на броню силового отделения. На ОТ 810 применяли цельнометаллические гусеницы без амортизационных прокладок. Два передних прожектора устанавливались на крыльях машины. Штатного вооружения у бронетранспортера не было. На турели у люка командира машины можно было устанавливать пулемет M59 калибра 7.62 мм, который перевозили внутри боевого отделения. Характерного для Sd Kfz 251 щитка пулемета на ОТ 810 не было.
После того, как чехи приняли на вооружение бронетранспортер ОТ-64 (SKOT), машины ОТ 810 были перевооружены безоткатными пушками калибра 82 мм. Пушка находилась внутри боевого отделения, а перед выстрелом ее выставляли в люк, находящийся на крыше. Кроме того, пушку можно было использовать вообще вне машины, установив ее на треноге.
ОТ 810 выпускали заводы "Шкода" в Пльзене и "Богемия" в Ческей Липе.
Экспорт и выпуск
Бронетранспортеры Sd Kfz 251, в принципе, не экспортировались в другие государства Оси. Немного Sd Kfz 251 (главным образом Ausf. D) получила Румыния. Единичные экземпляры попали в финскую и венгерскую армии. О боевом применении этих машин достоверной информации нет.
Техническое описание Бронетранспортер Sd Kfz 251 можно разделить на силовое отделение, расположенное в передней части машины, и находящееся за ним боевое отделение, в котором помещался экипаж (механик-водитель и командир) и солдаты десанта или какое-либо вооружение (миномет, противотанковая пушка и др.). Внутри боевого отделения находилось и специальное оборудование (радиостанция или прибор ночного видения).
Корпус Корпус бронетранспортера состоял из каркаса, на который при помощи клепки или сварки устанавливали бронеплиты корпуса. На бронетранспортерах Sd Kfz 251 применяли гетерогенные бронеплиты — их наружная поверхность была более твердой, чем внутренняя. Лобовая, бортовая и кормовая броня была толщиной 14.5 мм, а днище и крыша корпуса — 8 мм.
В силовом отделении размещался двигатель, топливный бак, рулевое управление передними колесами и др. За противопожарной перегородкой находился пост управления, где были места механика-водителя и командира бронетранспортера. На приборном щитке в районе места механика-водителя были установлены приборы, контролирующие параметры работы двигателя (термометр, датчик давления масла, тахометр, указатель топлива), спидометр и контрольные лампочки.
Управление бронетранспортером осуществлялось при помощи руля и педалей (сцепление, газ и тормоз). Справа от места механика-водителя находились два рычага; переключатель скоростей и ручной тормоз.
В правой части поста управления размещался командир бронетранспортера. На некоторых моделях, например Sd Kfz 251/9, место командира бронетранспортера (одновременно командира расчета) было перенесено в кормовую часть боевого отделения.
У специализированных моделей бронетранспортера Sd Kfz 251 боевое отделение было переоборудовано для размещения дополнительной радиостанции, пушки или прибора ночного видения. У санитарного автомобиля были оборудованы стеллажи для установки носилок. У бронетранспортеров Sd Kfz 251 Ausf. А в бортах боевого отделения имелись смотровые щели, закрытые бронестеклом. На передних крыльях находились габаритные огни. Рядом были установлены прожекторы (прожектор). На корме бронетранспортера располагались позиционные огни. Антенна находилась или у корпуса (Sd Kfz 251 Ausf. А) или на стене боевого отделения (прочие модификации). Силовая установка
На бронетранспортеры Sd Kfz 251 устанавливались двигатели Майбах HL 42 TURKM. Карбюраторный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Майбах HL 42 TURKM имел следующие характристики: диаметр цилиндра — 90 мм, ход поршня — 110 мм, рабочий объем — 4171 см3. Мощность двигателя — 73.6 кВт (100 л.с.) при 2800 об/мин (максимально — 3000 об/мин). Удельная мощность (Sd Kfz 251 Ausf. А массой 9000 кг) — 8.27 кВт/т (11.1 л.с./т). степень сжатия 6.7.
Электрооборудование
Электрооборудование однопроводное, напряжением 12 В, питалось от генератора Бош RKCN 300/12-1300 мощностью 300 Вт. Кроме генератора источником тока служили два свинцовых аккумулятора Бош напряжением 12 В и емкостью 75 Ач. Аккумуляторы находились в аккумуляторном отсеке, расположенным под сиденьем командира бронетранспортера. Электрическое зажигание, последовательность воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах: 1-5-3-6-2-4. Кроме электростартера двигатель можно было запустить при помощи рукоятки, проходящей через отверстие в лобовой броне и соединенной непосредственно с валом двигателя.
Вооружение
Большинство бронетранспортеров было вооружено пулеметом Рейнметалл-Борзиг MG 34 или MG 42 калибра 7.92 мм, установленным в передней части боевого отделения. У бронетранспортеров Sd Kfz 251 Ausf. B-D пулемет был закрыт бронещитком толщиной 6 мм. В кормовой части боевого отделения находилось крепление для дополнительного пулемета MG 34 или MG 42. Пулемет был приспособлен для ведения огня по воздушным целям. Боезапас обычно составлял 2010 патронов. У специальных вариантов боезапас как правило был меньше.
Шасси Бронетранспортер Sd Kfz 251 имел полугусеничное шасси. Передние колеса служили для управления машиной, а гусеницы обеспечивали высокую проходимость. Полугусеничная схема позволила значительно упростить конструкцию бронетранспотртера (были не нужны сложные бортовые передачи и фрикционы) при сравнительно неплохой проходимости машины.Колесная часть шасси состояла из червячного рулевого механизма типа Ханомаг или ZF Ross 600, и была подрессорена поперечной перьевидной рессорой. Для движения по пересеченной местности использовали колеса размером 190x18. Шины низкого давления типа Континенталь или Михелен. Колея передних колес — 2775 мм. При поворотах на угол до 15° управление бронетранспотером осуществлялось как и обычным автомобилем. При более крутых поворотах специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности (от 56 до 100%) на внешнюю. Первый наружный ряд опорных катков состоял из трех катков, внутренний ряд — из четырех, а средний ряд — из шести опорных катков. В обычных условиях нагрузка ложилась на внутренний и средний ряд катков, внешний ряд принимал нагрузку только при преодолении препятствий. Первый опорный каток в правом ряду был на 140 мм смещен к корме бронетранспортера. Это было вызвано особенностями торсионной подвески. Последнее колесо, находящееся в задней части машины, было направляющим. Для натяжения гусеницы применяли винтовой натягивающий механизм. Опорные катки штамповались из стального листа толщиной 8-12 мм, имели восемь округлых отверстий и были обрезинены. Ведущие колеса — литые. Гусеницы раздельнозвенные одногребневые одношкворневые, снабженные амортизирующими резиновыми прокладками (Gummipolster). Шаг гусеницы — 140 мм, длина — 7700 мм (левая гусеница) и 7840 мм (правая гусеница). Ширина гусеницы 280 мм. Левая гусеница состояла из 55 звеньев, правая — из 56. Колея — 1600 мм. Опорная длина гусениц — 1800 мм. Клиренс — 320 мм. Радиооборудование Стандартно бронетранспортеры Sd Kfz 251 были оборудованы ультракоротковолновым приемопередатчиком FuG Spr Ger a-f с прутовой антенной длинной 2 метра. Радиостанция обеспечивала связь на расстоянии до 3 км и размещалась справа от места — командира бронетранспортера в передней части машины. Кроме радиостанций для связи и сигнализации на бронетранспортерах находился набор сигнальных флажков и ракетница LP (Leucht Pistole) или LP-42 (вальтер) калибра 27 мм и комплект сигнальных и осветительных ракет. На бронетранспортерах использовавшихся в качестве автомашин связи и командирских машин применяли другие типы радиостанций. Оптическое оборудование
У пулеметов MG 34 и MG 42 не было оптических прицелов. На них использовали обычные стрелковые прицелы и иногда концентрические (для стрельбы по воздушным целям). Sd Kfz 251/9, вооруженные пушкой 7.5 cm KwK 37 калибра 75 мм, были оборудованы прицелами SflZFlb/Rblf 36 дающими пятикратное увеличение при дальности действия до 2000 метров и поле зрения 8°. Пушка Pak 35/36, составляющая главное вооружение бронетранспотреров Sd Kfz 251/10 была оборудована прицелом ZF 1x11. Зенитные пушки были оснащены стандартным прицелом ZF 3x8.
Дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование состояло из инструментов, прикрепленных к бортам машины и находящихся в бортовых контейнерах (Kasten). У бронетранспортреров Sd Kfz 251 Ausf. D бортовые контейнеры были встроены и представляли собой единую конструкцию с бортами. На бортах бронетранспортеров перевозилось саперные инструменты: ломы, топоры и лопаты. Внутри боевого отделения на выходной двери был прикреплен огнетушитель и аптечка первой помощи. Кроме того на бронетранспортерах находился брезентовый тент, который можно было натягивать над открытым боевым отделением во время дождя или снегопада.
Тактика применения моторизованных частей
Во время 2-й Мировой войны немецкая армия выработала оригинальную тактику применения моторизованных частей, вооруженных бронетранспортерами Sd Kfz 251. В наступлении бронетранспортеры поддерживали атаки танков, двигаясь за их строем, но во время боя часто случалось, что бронетранспортеры находились непосредственно в боевых порядках танков. Пехота (гренадеры) сразу после прорыва обороны противника должна была оборонять и расширять захваченные позиции, препятствуя попыткам противника отрезать прорвавшиеся танки.
Боевое применение
Впервые бронетранспортеры Sd Kfz 251 были использованы в бою во время агрессии против Польши в 1939 году. Первая часть получила бронетранспортеры 12 июля 1939 года. Небольшое количество Sd Kfz 251 поступило в 1 и 3-ю танковые дивизии, где их применяли, главным образом, как машины командования (Sd Kfz 251/3 и Sd Kfz 251/6), а в артиллерийских частях как тягачи пушек (Sd Kfz 251/4). Вполне возможно, что в сентябре 1939 года бронетранспортер Sd Kfz 251/6 стал "боевым конем" командира XIX танкового корпуса генерал-майора Гейнца Гудериана. К 1 сентября было выпущено 68 бронетранспортеров Sd Kfz 251, однако в точности не известно сколько из них было использовано в боях.
Окраска и опознавательные знаки
Бронетранспортеры Sd Kfz 251 были окрашены также, как и другая бронетехника Вермахта.
В период 1939-1943 гг. бронетранспортеры Sd Kfz 251 были выкрашены однотонно краской Panzer Grau RAL 7027 (FS 595B; 36118-36176). Этот камуфляж был введен инструкцией от 30 июля 1940 года (Heeres Mitelungen №864 от 30.07.1940). В полевых условиях корпус бронетранспортера часто обмазывали грязью, чтобы лучше закамуфлировать машину. Зимой бронетранспортеры были выкрашены белой смываемой краской (инструкция от 18 ноября 1941 года).
Тактические обозначения
На бронетранспортерах Sd Kfz 251 использовали стандартную систему тактических обозначений, принятый в танковых и гренадерских дивизиях панцерваффе и СС, а также люфтваффе и кригсмарине. Цифровой код наносили на бортах, а также иногда на корме. Тактический номер обозначал принадлежность бронетранспортера к определенной части (батальон, полк).
Регистрационные номера
Бронетранспортеры Sd Kfz 251, используемые в частях немецкой армии, часто несли "автомобильные" регистрационные номера. Бронетранспортеры, принадлежавшие вермахту имели номера серии "WH", СС — "SS", люфтваффе — "WL", а кригсмарине — "WM". Передний номер был размером 90x470 мм, а задний — 200x320 мм. Часто регистрационный номер просто рисовали краской на броне, а не изготавливали в виде таблички, По регистрационному номеру можно было определить военный округ, к которому принадлежала данная часть, так как каждый округ имел выделенный блок номеров.
До 1 сентября 1939 года было изготовлено 68 бронетранспортеров и свое боевое крещение они получили в ходе польской кампании.
Танковая дивизия образца 1945 года должна была иметь 90 бронетранспортеров 30SdKfz 251/1, 24 Sd.Kfz.251/3, 6 огнеметных Sd.Kfz.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Однако реализовать на практике этот план не удалось.
Средние бронетранспортеры типа 251 были самым массово производимым типом бронетехники вермахта. Всего их было произведено более 15 тыс. шт. Основными производителями шасси являлись фирмы "Гономаг" и "Боргвард". Кроме того они выпускались заводами "Адлер", "Ауто-Унион" и рядом других подрядчиков. Кузова изготовляла главным образом фирма "Бюссинг". Бронетранспортер имел открытый сверху кузов и рациональный угол наклона поверхностей корпуса.
Форма корпуса появившейся в 1943 году модели D, стала более простой и технологичной.
Всего было изготовлено 4650 бронетранспортеров в вариантах А-С и 10602 в варианте D. (Sd. Kfz. 250 - 7.500 штук ).
* Все модификации.
|
Бороться я могу лишь за то, что я люблю. Любить могу лишь то, что я уважаю, а уважать лишь то, что я по крайней мере знаю. Адольф Гитлер Всякий раз, когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к револьверу. Герман Геринг
|