Супертяжёлый танк «Маус»
|
|
«МАУС»: вид изнутри
Поскольку публиковать в тысячный раз «Изделие 279» или японские каракатицы неинтересно, займемся редкостями. Но для начала вкратце общие впечатление от Кубинки-2008.
Изменения в музее есть, и далеко не всегда приятные. Мы бродили в группе Игоря Желтова - он, как профессионал высочайшего класса, рассказывал по теме с такими подробностями и такой увлеченностью, что я сто раз пожалел об отсутствии диктофона. Эту лекцию стоило бы расшифровать и опубликовать. В отличие от <...> местные экскурсоводки (прислушался краем уха) гнали такую пургу, что я только диву давался - кто и почему содержит их на жаловании? По их мнению Pz-III является «первым серийным германским танком», а «Черчилль-крокодил» произведен в США.
И все это под надзором смотрительниц внешним видом и характером смахивающих на помесь Галины Брежневой с ротвейлером - Мише/Оператору пришлось выложить 600 рублей за то, что кто-то из группы снимал со штатива - дадада, завтра же все снимки будут проданы за безумные деньги западным империалистам! Тьфу.
Не менее кошмарно заново покрашена часть техники (это относится к западноевропейскому ангару, японцам и американцам). Например Рено FT-17, «Сомуа», итальянская танкетка CV3/33, водоплавающий японец Ka-Misya 2 или «Генерал Ли» замазаны безобразной темно-оливковой краской, а «Гочкиса» вообще покрасили в кислотный салатовый цвет. Может быть это грунтовка перед нанесением нормального камуфляжа, но что-то слабо верится - хотя бы потому, что после «подновления» не менее кислотной желто-зеленой краской "Фердинанд" начал выглядеть как чесоточный - главное намалевать и отчитаться: намалевано!.. :(
Технику в некоторых ангарах переставили, хотя она так и так стоит впритирку. В германском павильоне отсутствуют «двоечка», «четверочка», и «кеттенкрад».
Ладно, хватит о грустном. Начинаем первую часть общего репортажа - «Маус», вид изнутри.
По большому счету, что такое Pz-VIII «Маус» все и без меня знают. Равно как и знают, каким образом и откуда таковой появился в Кубинке.
Отделение управления
|
|
1. Вот пожалуйста, все что осталось от отделения управления. Особенно умиляет забытая кем-то в уголке бутылка водки «Сувенирная мягкая» - сердце мне отчего-то вещует, что употребляли оную вовсе не вандалы-посетители, а кто-то из местных. :)
Лет несколько назад один персонаж с пеной у рта уверял меня, будто «Маус» чуть не на ходу и комплектен, но, разумеется, канал ОБС как и всегда выдал полную лажу - увы, машина только снаружи выглядит неприступно и сравнительно гладенько. Два года назад АК мне объяснил, что внутри совершенно пусто, в чем и удалось убедиться.
И на всякий случай: мы люди цивилизованные и относящиеся к раритетам с уважением: целью экспедиции в недра "Мауса" была исключительно фотосъемка - ничего не трогали и не отвинчивали. И еще: я не инженер, поэтому если какой-то объект назвал неправильно - поправляйте в каментах, а я исправлю пост.
Итак. Как известно каждому интеллигентному человеку отделение управления танка располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сидения механика-водителя и радиста, приводы управления,контрольные приборы, коммутационная аппаратура, радиостанция и огнетушители. Перед сидением радиста, в днище корпуса, имелся люк запасного выхода. В нишах бортов установлены два топливных бака общей емкостью 1560 л. Над сидениями водителя и радиста находился люк-лаз, закрытый броневой крышкой.
Отделение управления
|
|
2. Сразу за отделением управления на полу валяется одинокая тележка подвески - судя по тому, что на подвеске все катки на месте, эту свинтили со второго экземпляра "Мауса" в Куммерсдорфе.
Каждая тележка подвески имела два опорных катка с внутренней амортизацией, кинематически связанных между собой двумя балансирами. В качестве упругих элементов служили спиральная пружина и резиновая подушка, вступающая в действие при движении танка по неровной поверхности. В последнем случае резиновые подушки также являлись ограничителями хода балансиров. Пара тележек монтировалась на одном кронштейне коробчатого сечения, закрепленного с одной стороны к фальшборту, а с другой к борту корпуса танка.
Схема.
|
|
Моторное отделение
|
|
3. Это уже моторное отделение где размещались силовой агрегат, в нишах бортов - водяные и масляные радиаторы, вентиляторы системы охлаждения двигателя, выхлопные коллекторы (по два на борт) и масляный бак емкостью 60 л (слева в нише борта).
Ниша для масляного бака
|
|
4. Вот как раз эта ниша для масляного бака. Ниша есть, бак отсутствует:
Боевое отделение
|
|
5. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса. В нем размещались: сидения командира танка, командира орудия и заряжающих, большая часть боекомплекта, агрегат для подзарядки аккумуляторных батарей и питания мотора поворота башни. В центральном колодце под полом установлены одноступенчатый редуктор и блок генераторов (главных и вспомогательного).
Как видим, пусто и ржаво. :(
Боевое отделение
|
|
6. Боевое отделение, погон башни, правый борт. Если я ничего не путаю, "соты" справа - это стойка боекуладки, которая должна располагаться именно в этом месте:
Боевое отделение
|
|
7. Пол со стороны кормы. "Трубы" ведут в сторону трансмиссионного отделения где располагалисть тяговые электромоторы, промежуточные редукторы, тормоза и бортовые редукторы. Горизонтальная перегородка отделяющая боевое отделение от центрального желоба связывающего моторное отделение и трансмиссионное, судя во всему срезана.
8. Казеник 128-мм орудия:
9. Оно же, вид снизу. На крыше башни отсутствуют люки, я уже не говорю о смотровых приборах и т.д.
10. Орудие, передняя часть башни.
11. Оно же, с другого ракурса. Обратим внимание на трогательный пенек подпирающий крышу башни.
12. По-моему, это часть механизма поворота башни. (?)
13. Решетка над моторным отделением.
14. Башня по левому борту, общий вид. Как видим, демонтировано все, что можно - вандалам-посетителям ничего не осталось. :)
15. Ну и слегка обалделый ваш покорнейший слуга. :)))))
И сравнение масштабов (я ростом метр восемьдесят):
Какие же выводы? Да никаких. Изнутри машина находится в наибезобразнейшем состоянии - фактически, «Маус» это ржавая бронекоробка на шасси имеющая форму танка. Но так или иначе - раритет это уникальный, единственный и неповторимый. Соответственно и относиться к нему надо должным образом.
PS: фотографий есть еще, но я оставил только наиболее удачные.
Автор фото и текста: gunter_spb